Дневник разработчиков
Выпуск 51
Здравствуйте, товарищи!

Ровно год назад, в 14-м выпуске "Дневников", мы показывали вам внешнюю модель советского поршневого истребителя Як-9П, рассказывали о его истории и основных особенностях, а сегодня уже можем продемонстрировать его завершённую кабину. Можно наглядно сравнить, насколько отличается визуализация кабин в рамках предыдущего поколения технологий и в новом поколении, ведь в "Великих сражениях" есть схожий по компоновке кабины Як-9 1-й серии.
Новый уровень графики кабины это ещё не всё: следует немного рассказать об оборудовании самолёта. Последнее поколение поршневых истребителей Яковлева было рассчитано на более массовое производство, чем истребители Лавочкина, недаром Як-9 — это самый массовый советский истребитель периода Великой Отечественной войны. Вы можете сравнить оборудование кабины Як-9П с Ла-11, о котором мы рассказывали в 23-м выпуске дневников — оно значительно проще.
Ручка управления самолетом, как и на многих других самолетах разработки второй половины 40-х годов, это Р-1, повторяющая дизайн ручки управления немецких истребителей и дополненная рычагом управления тормозами колес. Важным дополнением по отношению к ранним моделям является система сброса фонаря кабины в полете, рукоятка которой расположена по впереди по центру сдвижной части. У левого борта блок рычагов управления винтомоторной установкой остался практически без изменений, и включает рычаги наддува, регулятора оборотов, высотного корректора, пожарного крана, переключения скоростей нагнетателя, посадочных щитков. Над этим блоком сохранил свое место маховик триммера руля высоты.
Самолёт оборудован прицелом ПБП-1а, который известен нам с самого начала Великой Отечественной. Альтернативно может быть установлен прицел ПКИ, имевший большее поле зрения. На самой главной панели появился авиагоризонт, причем немецкой постройки, получивший советский индекс КЭАГ — возможно из задела трофейных приборов. И не нужно думать, что это единичный случай — такие приборы ставились на самолет серийно. Остальные приборы на центральной панели в основном повторяют набор Як-9 ранних серий — указатели скорости, высоты, вертикальной скорости, поворота, наддува, оборотов, температур, курса, радиополукомпаса. Лампы-индикаторы выпущенного положения шасси тоже остались на прежнем месте, однако прикрывавшая их маска с нанесенным изображениям самолета была убрана.
Кислородный прибор, находившийся на Як-9 ранних модификаций на центральной приборной панели и занимавший немало полезного пространства, переместили на правый борт, изменилась и его модель — теперь это КП-14. На правом борту остался маховик заслонки маслорадиатора, а вот водяной радиатор теперь управляется автоматической системой АРТ-46. Там же, справа, расположена новая радиостанция РСИ-6М.
Слева на передней панели добавились кнопки электропневматической перезарядки пулеметов и пушки, заменившие рычаги ручной перезарядки.
В целом, Як-9П остался максимально утилитарной боевой машиной, в которой нет ничего "лишнего". Во-многом поэтому он был неплохо воспринят в вооружённых силах стран только что появившегося социалистического лагеря - одной из сторон начавшейся Холодной войны, первой горячей вспышкой которой стала война в Корее.
Следите за новостями, мы покажем ещё много интересного. Подписывайтесь на наши каналы: ВК, Телеграм и Телеграм чат. На связи!