Дневник разработчиков
Выпуск 14
Дорогие друзья,

Сегодня мы впервые поговорим о самолёте «красной» стороны Корейской войны, истребителе ОКБ Яковлева Як-9П.

Он ведет свою историю от истребителя Як-7, совершившего свой первый полет в 1940 году. Позже, к концу 1942 года, как развитие его конструкции был создан Як-9, ставший самым массовым советским истребителем Второй мировой войны. В отличие от Як-7, который являлся быстрой модернизацией изначально учебно-тренировочного самолёта, на Як-9 уже избавились от всех рудиментов этого обстоятельства, убрав гаргрот, заменив лонжерон крыла с деревянного на металлический и попутно улучшив ряд элементов конструкции. На тот момент на самолёт всё ещё устанавливался мотор М-105ПФ.
Позже, в 1944 году, появилась версия истребителя Як-9У с новым мотором М-107 с повышенной мощностью и вторым 12.7-мм пулемётом УБС. Уже после Победы, в 1946 году, была создана самая совершенная машина в этой линейке — Як-9П (обратите внимание, что её легко спутать с пушечным вариантом Як-9 от 1943 года). Поскольку война закончилась, то жёсткий дефицит материалов, который сопровождал Советский Союз все военные годы, закончился, и наконец появилась возможность создавать цельнометаллические боевые самолёты. Именно цельнометаллическая конструкция планера и является главным отличием Як-9П от своего предшественника Як-9У. Помимо этого, самолёт получил более современную радиостанцию, радиополукомпас, систему радио-опознавания и дополнительные топливные баки во внешней части консолей крыла, что в полтора раза увеличило запас топлива и, соответственно, боевой радиус самолёта.
Самолет Як-9П производили два года, с 1946 по 1948 год, однако в 1950-х годах он широко применялся во время войны в Корее — это наглядно демонстрирует то, насколько больший срок службы имеют самолёты цельнометаллической конструкции. В 1949 и 1950 годах Советский Союз передал Северной Корее 79 Як-9П в дополнение к тем истребителям «Як» более старых модификаций, что у неё уже были, но имели плохое техническое состояние. Возможно (это точно не установлено), что ещё 25−40 машин передал Корее Китай для восполнения потерь. Таким образом, в начале войны в Корее, Як-9П (наряду с Ла-9) был одним из двух совершенных типов поршневых истребителей в Северной Корее. Интересно, что в отличие от Ла-11, который в этой войне обычно применялся «советниками» из СССР и китайскими добровольцами (то есть фактически это были самолёты ВВС этих стран, несущие опознавательные знаки ВВС КНДР), на Як-9П летали именно северокорейские лётчики.
Самолёт не имел ракетно-бомбового вооружения и был «чистым» истребителем, вооружённым 20-мм мотор-пушкой ШВАК (120 снарядов), установленной в развале цилиндров двигателя, и двумя 12.7-мм пулемётами УБС (по 150 патронов), установленными в капоте мотора. Кабина лётчика была стандартной для самолёта Второй мировой, с коллиматорным прицелом ПБП-1А или ПКИ, лобовым и задним бронестёклами, бронеспинкой, кислородным оборудованием. В горизонтальном полёте у земли самолёт развивал скорость 590 км/ч, на высоте до 660 км/ч. Практический потолок (высота полета) составлял 10 500 метров.