Дневник разработчиков
Выпуск 7
Всем привет!

Воспринимаемая игроком достоверность и правдоподобность авиационного симулятора определяется не только тем, насколько корректно и подробно воспроизводится поведение самолёта в воздухе и симуляция работы его систем. Очень важен и реалистичный и качественный визуальный ряд. В случае авиасимулятора ключевым аспектом является визуализация атмосферы как комплекса изображения небосвода; «воздуха», разделяющего наблюдателя и удаленные объекты; соответствия этим аспектам всего освещения в игре. Эти моменты определённым образом реализовывались и в авиасимуляторах предыдущих поколений, однако развитие технологий позволило создать единый комплекс физического моделирования распространения света в атмосферной среде и освещения этого объёма воздуха. Этот подход уже применяется в нашем новом проекте «Корея. Серия Ил-2».
Для того чтобы перейти от "нарисованного" неба и атмосферы к изображению, рассчитанному на основе физической модели, необходимо учесть массу факторов. Игнорирование даже самых малых из них приводит к серьезному отклонению визуального результата от той картины, которую мы наблюдаем собственными глазами в жизни. В модели учитывается химический состав атмосферы, распределение параметров атмосферы по слоям, мелкодисперсные взвеси в нижних слоях атмосферы (пыль, дождь, туман и т.п.), наклон солнца относительно положения в зените, затенение атмосферы поверхностью земли и многое другое.
Эта задача выглядит сложной даже в отрыве от того, что данное моделирование должно происходить в реальном времени, и вычислительные ресурсы процессора и графической подсистемы задействованы в других, не менее важных модулях игры. С учётом этого задача становится многократно сложнее. При разработке решения для игры необходимо применить весь опыт, навыки и знания, а также интуицию, чтобы выбрать такие пути оптимизации модели, которые сохранят необходимый уровень производительности, при этом не приводя к заметному искажению визуального результата.
Наградой за все эти усилия будет единая, однородная среда моделирования естественного освещения и атмосферы, позволяющая получать максимально правдоподобное и реалистичное изображение в игре. Как мы считаем, нам удалось этого добиться. Подобная физическая модель применяется и в ближайших аналогах в жанре авиасимуляторов, но целый ряд тонких моментов мы разрешили, применяя иной подход. Это привело к более сбалансированному и визуально качественному результату в разных атмосферных и световых условиях.
В качестве иллюстраций мы привели несколько пар скриншотов из проекта «Корея. Серия Ил-2», демонстрирующих, как некоторые атмосферные факторы влияют на общую картину. Обратите внимание, что влияние каждого из них не строго локально, оно распространяется и на дымку, и на оттенок естественного освещения, и на его интенсивность, и на то, как выглядит небосвод, и на вид солнца на небосводе, и на многое другое. Такое комплексное и реалистичное влияние параметров атмосферы на освещение возможно только в случае применения физической модели. И это далеко не единственное большое изменение в графическом движке нового проекта — о других мы расскажем в следующих выпусках наших «дневников» и «летучек». Следите за обновлениями!