Дневник разработчиков
Выпуск 39
Здравствуйте, товарищи!

Каждый военный лётчик знает, как важно своевременно обнаружить противника — зачастую это решает исход всего боя.

Радары кардинально изменили характер боёв в воздухе — с ранним обнаружением противника стало гораздо больше возможностей осуществить перехват. Если посмотреть на радиолокационную технику времен конца Второй мировой, и ту, что приняла участие в Корейской войне, спустя всего-то 6 лет, то виден существенный прогресс.
При этом следует заметить, что в истории радаров противовоздушной обороны это время являлось переходным: техника становилась компактнее, появились большие энергетические возможности, осваивались новые виды антенн, начали работать трёхкоординатные обзорные станции, но вместе с тем не был совершён ещё, наверное, главный качественный скачок — переход к импульсно-доплеровским РЛС. Этот шаг был ещё впереди, а на тот момент все радары могли обнаруживать цели только на фоне неба, а также были сильно уязвимы к различного рода помехам.

Такая радиолокационная обстановка сделала воздушные битвы в Корее поистинне уникальными и интересными. Все эти нюансы увеличили число перехватов в воздухе, но при этом всё ещё позволяли без стелс систем, которые появились гораздо позже, походить к цели скрытно, используя знания, мастерство пилотирования и особый рельеф местности Кореи.
Всего в проекте «Корея. Серия Ил2» воссоздано 5 моделей радиолокационных станций. «Красная» сторона будет использовать распространенную в 50-х годах РЛС П-8 «Волга», позиция которой оборудовалась двумя мачтовыми антенными устройствами: двухкоординатной обзорной антенной и антенной радиолокационного запросчика. Несмотря на архаичный вид, эта РЛС была новой — на вооружение её приняли в 1950-м году, при этом она имела дальность обнаружения целей типа «бомбардировщик» до 150 км. Немаловажно, что данная РЛС обладала неплохой мобильностью — для её оперативной перевозки требовалось всего лишь два 5-тонных грузовика.
Вторая модель РЛС, применяемая «красной» стороной, это П-20 «Перископ». Это уже 3-координатная РЛС, антенный пост которой выполнен на едином шасси — такое конструкционное решение антенного поста будет ещё долго использоваться на различных последующих советских радарах. Станция способна выдавать не только азимут и дальность, но и высоту цели. Дальность обнаружения цели типа «бомбардировщик» до 200 км. Интересно, что на вооружение П-20 приняли практически одновременно с П-8 — ещё одно свидетельство очень быстрого прогресса в этой области в то время.
Первая из американских радиолокационных станций в нашем симуляторе — принятая на вооружение ещё в 1944 году AN/TPS-1C. Несмотря на возраст на момент войны в Корее, это была довольно удачная модель, имевшая немало различных модификаций. Она компактна, что позволяло быстро её разворачивать или менять позицию, а дальность обнаружения цели типа «бомбардировщик» доходила до 300 км. Так как эта РЛС двухкоординатная (высоту цели не определяла), с ней в паре часто использовали радиовысотомер AN/CPS-4.
Вторая РЛС «синей» стороны — AN/CPS-1. Эта тоже станция времён Второй мировой, впервые применённая в Англии ещё в начале 1944 года, и показавшая себя эффективной против малоразмерных целей типа крылатых ракет Фау-1. Это стало возможным за счет применения нового на тот момент сантиметрового радиодиапазона, что значительно повысило разрешающую способность радара. При этом станция была двухкоординатной и для определения высоты также требовала отдельного радиовысотомера.
Третья американская радиолокационная станция — стационарная AN/CPS-6B, также работавшая в сантиметровом диапазоне, и которая была уже трёхкоординатной, что позволяло быстро определять высоту цели. Введённая в эксплуатацию в 1945 году, она имела дальность обнаружения до 270 километров. Такие радары часто устанавливали на специально разработанные вышки, что значительно увеличивало осматриваемое пространство в нижней части — ведь это всё ещё была не импульсно-доплеровская РЛС и деревья, дома и прочие препятствия очень сильно затрудняли обнаружение целей, проекция которых приближалась к этим препятствиям. Всё это делало эту РЛС действительно стационарной, ведь для эксплуатации она требовала команду из 25 человек, а для перевозки нужно было привлечь большое количество грузового автотранспорта.
В завершении нашего сегодняшнего выпуска, конечно, следует немного раскрыть то, как игрок будет взаимодействовать с этими радарами, ведь очевидно, что они будут играть немаловажную роль. Игрок сможет связываться со станциями радиолокационного наведения авиации, получать от них указания на цели, уточнять свое местоположение, получать вектор на ближайший аэродром и так далее. Есть мысли и о том, как реализовать влияние состояния радиолокационного поля на действия ИИ авиации. Позже, в выпусках дневников об интерфейсе игрока и о радиообмене мы расскажем, как именно будет происходить это взаимодействие.

Мы уже многое рассказали управляемой ИИ военной технике, но многое ещё впереди: автомобильная бронированная техника «синей» стороны, прожекторы, корабли и многое, многое другое. И это ещё не говоря о самой авиации, которой мы уделяем намного больше внимания, ресурсов и времени, чем чему-либо ещё.

Следите за новостями, мы покажем ещё много интересного. Подписывайтесь на наши каналы: ВК, Телеграм и Телеграм чат. На связи!